Право на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в органы прокуратуры
Право на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в органы прокуратуры, закреплено статьей 33 Конституции Российской Федерации и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 59-ФЗ) и другими федеральными законами.
Рассмотрение обращений, личный прием граждан, эффективная реализация поставленных перед органами прокуратуры задач при разрешении письменных и устных заявлений и жалоб занимает значительное место в общем объеме работы прокуратуры края и является одним из основных направлений ее правозащитной деятельности.
Жалобы граждан - это важный источник информации о нарушениях закона, позволяющий оперативно реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности, издаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.
Каждое обращение должно быть рассмотрено компетентными органами и организациями объективно, всесторонне и своевременно.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В случае большого объема проверочных мероприятий срок разрешения обращений может быть продлен на 30 дней с обязательным извещением об этом заявителя.
Должностные лица, рассматривающие обращения, запрашивают необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы, проводят иные проверочные мероприятия, принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Бывают случаи, когда граждане, реализуя свое конституционное право на обращение, направляют жалобы в органы прокуратуры без учета компетенции и полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в том или ином вопросе, в связи с чем, на основании части 3 статьи 8 Федерального закона № 59 такие обращения в течение семи дней со дня регистрации направляются для разрешения в другие ведомства, в компетенцию которых входит решение поставленных в них вопросов.
В свою очередь своевременно поданная жалоба уполномоченным должностным лицам и органам является залогом скорейшего разрешения проблемных, спорных вопросов и восстановления нарушенных прав граждан.